Отче наш, дьявол / Mon père, le diable / Our Father, the Devil (2021)
Отче наш, дьявол / Mon père, le diable / Our Father, the Devil (2021)


Название: Mon père, le diable
Год: 2021
Жанр: триллер
Продолжительность: 107 мин. / 01:47
Страна: США, Франция
Режиссер: Элли Фумби
В ролях: Бабетида Саджо, Сулейман Си Саване, Jen Tchiakpe, Франк Сорель, Мартин Амисс, Maëlle Genet, Hiba el Aflahi, Valentin Fruitier, Maxence David, Patrice Tepasso
Тихое существование африканской беженки в сонном горном городке на юге Франции переворачивается с прибытием харизматичного католического священника, в котором она узнает военачальника, убившего ее семью.
Комментариев 2
admin
Рецензия на фильм "Отче наш, дьявол": Смой свои грехи
В этом захватывающем психологическом триллере гвинейская беженка, живущая во Франции, взбудоражена появлением угрожающей фигуры из ее прошлого.

В центре фильма "Отче наш, дьявол" - Мари (Бабетида Саджо), гвинейская беженка, живущая на юге Франции, обладающая толстой броней, выкованной сильной болью. Когда в элитный дом престарелых, где она работает шеф-поваром, в облике священника приезжает человек из ее прошлой жизни, что-то в ней дает трещину.


В надежных руках сценариста-режиссера Элли Фумби разгадка истории Мари становится не только захватывающим психологическим триллером, но и глубоким размышлением об этике иммиграции.

История Мари начинается на высокой ноте. Ее кулинарная наставница Жанна (Мартина Амисс) вписала Мари в свое завещание и подарила ей идиллический домик в горах. Однако в суровых формалистических декорациях Фумби даже сверкающая французская сельская местность предстает как пространство, дрожащее от сдерживаемой тревоги.

Необъяснимым образом, по крайней мере, поначалу, Мари отбивается от ухаживаний симпатичного бармена, к которому она явно неравнодушна. Саджо, играя свою роль, легко переходит от чистого яда к застенчивой неуверенности - как будто Мари постоянно мысленно перетягивает канат с самой собой и своим прошлым.

Затем появляется отец Патрик (Сулейман Си Саване) - хотя Мари больше знает его как Сого, военачальника, ответственного за гибель ее семьи в Гвинее. Мари реагирует инстинктивно и заточает Патрика в своем домике, а затем проявляет внутреннюю жестокость.

Первая часть фильма построена на двусмысленности вопроса о том, заблуждается ли Мари относительно личности Патрика, но ответ не так прост. Вместо этого сценарий Фумби провоцирует вопросы о нашей способности к переменам и об отпущении прошлых грехов - все это привязано к острому политическому вопросу о ценности иммигранта. Болезненно и рискуя потерять свою новую жизнь, Мари обнаруживает, что не существует ни дьяволов, ни ангелов.
admin


Красноречиво написанный фильм "Отче наш, дьявол", мрачное, медленно разгорающееся исследование характеров, начинается буквально с размышлений. На фоне окна сдержанная Мари (Бабетида Саджо) курит и сидит у своего любимого заведения - бара, где обслуживает красавчик Арно (Франк Сорель). В оконной раме ее лицо приобретает размытый, призрачный вид. Отражения, дающие зрителю возможность взглянуть на объект, - постоянная визуальная тема фильма "Наш отец - дьявол", обозначающая нестандартное восприятие человеком самого себя. 

В режиссерском дебюте сценариста Элли Фумби психологически и эмоционально травмированная Мари работает поваром в доме престарелых, где не хватает персонала, и обслуживает целый ряд часто сменяющихся пенсионеров. Среди них - Жанна (Мартина Амисс), наставница Мари и престарелая бывшая руководительница кулинарной школы. Жанна доставляет Мари огромное удовольствие, когда пробует блюда молодого шеф-повара, а ее комплименты вдохновляют Мари, когда мы видим, что она улыбается без всякого повода. Жанна настолько высокого мнения о своей ученице, что завещает Мари уютный коттедж своей семьи. Этого подарка вполне достаточно, чтобы дать перегруженному работой повару хоть немного спокойного отдыха в лесной глуши.

С помощью хорошо продуманного визуального языка Фумби и ее оператор Тинкс Чан ("Джерри в главной роли") ловко проходят по тонкой грани между прощупыванием и утаиванием. Возьмем, к примеру, кошмарное вступление приехавшего отца Патрика (Сулейман Си Саван): камера впервые фиксирует его со стороны шеи, когда он ведет пожилых обитателей дома престарелых на молитву. Мари узнает его присутствие не по глазам, а по точке зрения. Из пространства открытой двери до нее доносится его голос, мастерски приглушенный звукорежиссером и напоминающий далекое воспоминание. Когда же она физически видит его, он оказывается под угнетающей засветкой, так что мы видим лишь черные очертания его тела. 

Появление отца Патрика вызывает у Мари страх: увидев его, она падает в обморок. Конечно, этот отец Патрик - не Сого, не тот жестокий партизан, которого она знала в Гвинее? И как он нашел ее в горном районе Баньер-де-Люшон, Франция? Только после того, как она замечает у отца Патрика тик - он бросает еду в ложку перед едой, - она вырубает его сковородкой и похищает в домик Жанны. 

К счастью, Фумби не слишком долго играет в карты "он или не он". В середине фильма мы получаем ответ. Но что или кто он - метафора Сатаны или зеркальное отражение Мари - меркнет по сравнению с тем, что он вызывает в Мари, черной женщине из Западной Африки, которая физически чувствует себя не в своей тарелке в преимущественно белой стране. В течение 20 лет, с 12-летнего возраста, Мари отвергала романтические отношения, подобные тем, о которых мечтает Арно. Она также сдерживала чувство жалости к себе и сопереживания. Забвение Мари становится понятным благодаря тому, как остро Фумби использует пространство: он предпочитает снимать Мари в одиночестве в больших комнатах, ее тело располагается во внешней трети кадра, ее отражение в окнах всегда размыто.  

В фильме "Наш отец - дьявол" прощение имеет большое значение. Сложный сценарий Фумби ставит вопрос о том, что некоторые поступки не подлежат прощению. Очевидно, что Мари презирает не только отца Патрика, но и религию, в которой он находит милосердие. Она также презирает себя. Саджо играет с внутренними невозможностями Мари и внешними кирпичными стенами с обманчивой легкостью. Это кажется простым, потому что исключительное мастерство (выразительное освещение винного цвета и нервирующая партитура), предоставленное таким уверенным режиссером, как Фумби, помогает скрыть работу актрисы. Саджо также выполняет свою часть сделки, используя свое выразительное лицо для передачи шока, сожаления и боли в изысканной палитре, и проявляя жесткую физическую силу, которая может заморозить и обездвижить не только ее персонаж, но и саму температуру сцены. 

Финальный кадр фильма - суровый образ отца Патрика и Мари - вступает в борьбу с противоречивыми чувствами сценария, доверяя зрителю, что он будет находиться в сложном равновесии. Хотя некоторые сцены можно было бы подтянуть на пару кадров, но на фоне такой продуманной конструкции это уже мелочь. В "Отце нашем, дьяволе" Фумби удается взять такие избитые темы, как травма и горе, и наполнить их всеми гранями соответствующего смысла.
ДОБАВИТЬ КОМММЕНТАРИЙ
Имя:*
E-Mail:


Подписаться на комментарии

 Информация для правообладателей.